Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/davnosti/view.php on line 87
Давности — В Казани успешно открылись гастроли «Художественной оперы» господина Южина

В Казани успешно открылись гастроли «Художественной оперы» господина Южина

Около театра.

Терпеть не могу гастрольной системы.

Что в самом деле антихудожественнее спектакля, в котором нет ансамбля, нет иногда даже пьесы, а есть лишь одна живая фигура, окруженная бесцветными манекенами? Ни дать, ни взять — пейзаж, без перспективы, без фона с детально написанным деревом на переднем плане. Никакого впечатления. Наоборот, чувство досады и неудовлетворенности! А между тем наши провинциальные театры преподносят публике именно нечто в этом роде. Даже в том случае, когда дело обходится без заправских гастролеров. Два, три более или менее приличных актера на целую труппу бездарностей. Вот обычный наш театральный режим. Если прибавить к этому спешность постановок, без соответствующих декораций и обстановки, без достаточного количества репетиций — то получится та без толку приготовленная окрошка, из которой в течение целых сезонов состоит провинциальное театральное меню.

Особенно приятно поэтому провинциалу-театралу отдохнуть и успокоить истерзанные нервы на спектакле, способном произвести цельное, художественное впечатление. И с этой точки зрения нельзя не приветствовать организаторов передвижного театра, привозящих на провинциальные сцены пьесы вполне срепетированные, обставленные соответствующими персонажами, декорациями, костюмами и бутафорией.

Г. Южин задался именно подобными целями. И при том в театральной области, наиболее трудной и дорого стоющей. Он собрал хорошую оперную труппу, разучил с нею несколько опер, обставил их, если не богато, то во всяком случае вполне художественно, и предпринял артистическое турнэ по России, начав с Поволжья.

Я не собираюсь писать рецензии. Это не моя область. Но мне хочется отметить предприятие организатора «художественной оперы» с точки зрения рядового театрала, ценящего всякую попытку доставить ему художественное удовольствие. Возможно, что наши заправские критики найдут в нем какие-либо дефекты. Мудреного нет! Ибо без дефектов ничего на свете не обходится, начиная с самой критики некоторых доморощенных рецензентов.

Пусть, например, декорация «Тоски» — Игнатьева хуже декорации «Месяца в деревне» на Александринской сцене (в Петербурге) или на сцене Художественного театра (в Москве), как уверяет Г. Б. (театральный критик из казанской газеты «Камско-Волжская Речь»); меня это оставляем совершенно равнодушным.

Для меня, обыкновенного зрителя, важно то, что общий характер постановки в «художественной опере» выдержан, что опера хорошо разучена и проходит стройно, без обычных в провинции нелепостей постановки, что оркестр не представляет из себя банды музыкальных хулиганов, а нечто целое, стройное, что певцы не фальшивят, вступают вовремя, играют осмысленно, одним словом, что на сцене делается все то, что содействует впечатлению, и не делается, наоборот, того, что нарушает иллюзию или даже здравый смысл.

Пусть голос г-жи Южиной звучал утомленно, а г. Южин уже не прежный блестящий тенор, но оба они, во всяком случае, отличные певцы и серьезные художники. Вот и все. А затем нельзя не восторгаться такой прелестной артисткой, как г-жа Катульская, и не отдать дани элементарной критической справедливости чете Южиных.

Сэр Джордж.

«Казанскiй Телеграфъ», № 5422, четвергъ, 12 (25) мая 1911 года

Написать комментарий

Для того, чтобы написать комментарий, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться