Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/davnosti/view.php on line 87
Давности — Казанцам — о древней традиции употребления красных яиц на Пасху

Казанцам — о древней традиции употребления красных яиц на Пасху

Красное яичко.

Сегодня, в день Пасхи, на всей Руси от Царского дворца и до последней деревенской хаты не найти ни одного христианского дома, где на столе не красовалось бы яиц и непременно красных. Ими разговляются сегодня, их едят за обедом, ими обмениваются, как самым дорогим подарком, с своими родственниками и друзьями. Обычай этот господствует везде, все его свято хранят, но мало кто знает смысл и причину возникновения этого обычая.

Недавно этим вопросом занялся ученый Клингер и выводы его усердного исследования так интересны, что, может быть, на их пересказ и не посетуют наши читатели.

Задолго до возникновения христианства на юге пользовалась яйцом народная медицина. Тогда верили, что яйцо способно втягивать, впитывать в себя всякую нечисть и болезнь, и если кого-нибудь хотели освободить от дурного глаза, какой-нибудь беды или болезни, то брали яйцо и обводили им вокруг тела больного. Этого было достаточно, чтобы вся нечисть ушла из больного и перешла на яйцо. Яйцо поскорее выкидывали на перекресток, а больной, освободившись от источника своих страданий, начинал сейчас же здороветь и поправляться. Такую очистительную силу яйцо, по верованиям древних, одинаково имело как для скота, так и для людей. Суеверные люди особенно боялись нечисти, которую может на живых наслать покойник. Кто притронулся к мертвецу, побывал на похоронах или в доме, пока еще в нем находится не нашедшая себе успокоения душа умершего, тому легче всего навлечь на себя осквернительную силу мертвеца. Для того,чтобы от нее избавиться, и клали яйцо в могилу к покойнику и непременно ели их за всякими поминками.

Талмуд советует для защиты себя от злого глаза или другой скверны закладывать яйцо или просто яичную скорлупу в стены дома: тогда никакая злая сила сквозь них не проникнет. Старинные скотоводы окуривали скот яичной скорлупой, чтобы скот не страдал от ядовитых укусов. В Малороссии и теперь еще от иных недугов лечатся яйцами. Баба катает яйцо по телу больного, потом плюет три раза, а затем яйцо выбрасывает собакам. Белоруссы так лечатся от лихорадки. Рано утром, еще до восхода солнца больной идет с яйцом на перекресток, где и кладет яйцо, а потом спешит домой, боясь оглянуться, чтобы болезнь опять к нему не вернулась; если кто подымет такое брошенное больным яйцо, к нему самому непременно пристанет лихорадка. Все это проделывают в наши дни, вот, стало быть, как сильна и живуча старинная вера в очистительную силу яйца.

Но какое отношение имеет яйцо к христианскому празднику Пасхи?

В то самое время года, когда у нас теперь празднуется Пасха, у древних греков и римлян были празднества, посвященные чествованию и умилостивлению души умерших. Верили, что в ту пору они выходят из могил и бродят по белу свету, и если их не задобрить усердной жертвой, то они могут сильно навредить забывшим про них потомкам. Современные греки и теперь еще верят, что в марте мертвые выходят на землю. Весна приносит всюду жизнь, даже в печальную обитель мертвецов, почему они и выходят из могил. Неизвестно, когда и откуда эти суеверия проникли и к нам на Русь. Но уже по свидетельству «Стоглава», составленного при Иване Грозном, в четверг на страстной ранним утром народ зажигал костры и «кликал мертвых», затем после всенощного стояния выносил из церквей горящие свечи (что сохранилось и до наших дней, после двенадцати Евангелий) и выжигал ими на дверях своих домов кресты для отогнания злых духов. Вера, что к этому времени разверзается преисподняя и души умерших получают свободу и возвращаются на свет, продолжает жить еще теперь хотя бы в Малороссии, где великий четверг зовут «Навьский Велык день», т. е. Пасха мертвецов, и народ верит, что в этот день Бог выпускает мертвецов с того света и они служат в церкви, а у нас на Волге в Пошехонье и теперь думают, что во всю Светлую неделю души умерших выходят из гробов и находятся среди родных.

У многих народов страстная неделя является временем наибольшей силы и разнузданности всякой «нечисти», порой, когда ведьмы и колдуньи в обществе бесов справляют свои тайные обряды и нечистые празднества. Так, по русскому верованию, в то время открываются зарытые в землю драгоценные клады и горят ярким пламенем. В Польше пятница страстной недели считается самым излюбленным днем для ведьм во всем году. Тогда они отнимают у коров своего околодка все молоко и делают из него масло, чтобы им угостить черта, когда он явится к ним в гости, тогда все волшебники и волшебницы спешат на перекрестки, раздеваются там до нага и, зацепившись ногами за деревья, ведут с дьяволом тайные беседы. У грузинов великий четверг считается дням колдунов. Они обязаны в этот день явиться к своей царице и отдать отчет в том, что делали за год. Они спешат к ней, кто на собаке, кто на кошке, кто, наконец, просто на палке, помазавшись сначала мазью, которая дает возможность летать по воздуху. По рассказам имеретинцев, в среду на страстной неделе повсюду рыщут на кошках ведьмы, посланные своей владычицей вырывать у спящих людей сердца и готовить из них кушанья для ее пира. Вообще, начиная с великой среды, все в природе приходит в смятенье и замешательство. Нечисть в эти дни совсем не знает себе удержу. Все бесовские рати устремляются на погибель человека, набрасываются на него, заставляя защищаться чем только возможно.

Ради защиты от нечистой силы палят из ружей, прыгают через разведенные костры, по всей усадьбе раскидывают ветки колючего шиповника.

Эти следы языческих суеверий, продолжающих жить в наши дни только в отдельных местностях, показывают, что как раз в ту пору, когда мы справляем праздник Пасхи, суеверные люди ждали для себя особенной опасности со стороны нечистой силы. Ради защиты от этой нечисти тогда прибегали между прочим и к яйцам, про очистительное значение которых речь была выше. Христианство заставило в одних местах совершенно исчезнуть веру в возможность появления как раз в это время душ умерших с их губительной силой, в других местах оно сделало это суеверие гораздо более смутным и редким, так что теперь оно только кое-где продолжает ярко жить в народном сознании. Но даже там, где исчезло само суеверие, вызванный им обычай продолжает существовать, даже потерявши свое значение и свой первоначальный смысл, возникший из суеверных страхов обряд вошел в обиход великого христианского праздника. Теперь никто из нас уже не верит, что около Пасхи особенно страшны для нас чары нечистой силы, и тем не менее всякий готовит красное яичко про велик день, не задумываясь даже, чем вызван этот обычай и каков смысл его. Такова сила человеческих привычек и житейских обычаев.

Пасхальные яйца всегда красят, расписывают в разные цвета, почему хохлы и зовут их писанками. Теперь насчет краски для них нет никакого ограничения Наряду с красными часто встречаешь и синие, и зеленые, и пестрые. Не так было каких-нибудь 15-20 лет тому назад, когда решительно все красили яйца на Пасху непременно в красный цвет. И это предпочтение красному цвету объясняется опять-таки языческим суевериями, когда красному цвету приписывали особую волшебную силу. В красный цвет красили воск для волшебства. Красная шерсть имела такую же очистительную силу, как и сера. Растение анемона, обвязанное в красный лоскут, употребляли от лихорадки, верили, что трава, выросшая на статуях и собранная непременно в красный платок, помогает от головной боли.

Итак, полнота христианского праздника Пасхи нисколько не пострадала и не нарушилась бы, если бы мы в ее дни обошлись и без красного яичка, но нужно ли обрывать эту нить, связывающую наши дни с стародавними привычками и верованиями наших далеких прадедов? Мы во всем живем их наследством и наш долг хранить и беречь связь с ними.

Н. И. К-то.

«Казанскiй Телеграфъ», № 5398, воскресенье, 10 (23) апрѣля 1911 года

Написать комментарий

Для того, чтобы написать комментарий, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться